Потеря слуха может сильно замедлить развитие языковых навыков и речи ребенка. Поэтому крайне важно, как можно раньше ее обнаружить.
Проконсультируйтесь со специалистом, если вы заметили, что малыш:
- Даже не вздрагивает при резких громких звуках.
- Не может определить место, откуда доносится звук – например, не смотрит или не поворачивает голову в сторону говорящего человека. Дети с нормальным слухом, как правило, начинают локализовать источник звука примерно с шести месяцев.
- Часто притрагивается к ушам или дергает за уши. Иногда это может быть симптомом чрезмерного давления или инфекции в ухе.
- Не лепечет или издает звуки очень высоких частот в шесть-восемь месяцев и позже.
- Не реагирует на простые просьбы, например, «дай мне мяч», в год или позже. Особенно – когда ваше лицо не находится в поле его зрения и у него нет возможности читать по губам.
- Ребенок отказывается общаться и даже ведет себя агрессивно. Это может быть симптомом того, что он не воспринимает информацию, которая должна поступать с помощью слуха, или не может ее адекватно интерпретировать.
Возможно, ребенку будет рекомендовано обследование слуха и составлена аудиограмма, по результатам которой принимается решение о протезировании слуховыми аппаратами и /или курсе реабилитации.
Часто нарушения слуха проявляются у детей среднего дошкольного и даже школьного возраста, которые до этого не испытывали подобных проблем. Это может быть связано как различными причинами. Поэтому специалисты рекомендуют плановую проверку слуха 1-2 раза в течение дошкольного периода и перед поступлением в школу.
Признаки возможных проблем со слухом у детей дошкольного и младшего школьного возраста:
- Языковые и речевые навыки ребенка не развиваются или развиваются с нарушениями, в том числе по рекомендованным срокам (с задержкой)
- Ребенку сложно концентрировать и удерживать внимание даже в рамках обычного для его возраста времени, появляются проблемы с поведением на занятиях
- Падает успеваемость и эффективность занятий, ребенку нужно очевидно больше времени на усвоение новой информации и обязательно графическое и письменное подкрепление пройденного
- Ребенок часто переспрашивает, при этом пристально всматривается в лица говорящих, испытывает трудности с пониманием речи в шуме
При первых подозрениях, что ваш ребенок плохо слышит или не слышит совсем, немедленно обратитесь к специалисту за консультацией.