"НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ: ВИДЫ, ФОРМЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ"
Насилие – это принуждение, неволя, действие стеснительное, обидное, незаконное, своевольное.
Под домашним или семейным насилием понимают определенную систему поведения одного члена семьи по отношению к другому (другим), имеющую целью сохранение власти, контроля и внушение страха. Насилие в семье – это вид отношений между близкими людьми, когда один притесняет другого или причиняет ему какой-либо ущерб.
Насилие в семье может иметь различный вектор направленности:
– со стороны мужа по отношению к жене;
– со стороны жены по отношению к мужу;
– со стороны одного или обоих родителей по отношению к детям;
– со стороны старших детей по отношению к младшим;
– со стороны взрослых детей и внуков по отношению к родителям или престарелым родственникам;
– со стороны одних членов семьи по отношению к другим.
Жертвами насилия чаще всего становятся самые незащищенные члены семьи (женщина, ребенок, престарелые члены семьи, инвалиды). В 70% случаев пострадавшими от насилия в семье являются женщины и дети.
В отношении детей выделяют следующие виды насилия:
1. Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость, запущенность) – это отсутствие со стороны родителей элементарной о нем заботы, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза здоровью и развитию ребенка.
2. Психическое/эмоциональное – это умышленное унижение чести и достоинства одного члена семьи другим или подростками, моральные угрозы, оскорбления, шантаж и т.п.
3. Экономическое – это попытки лишения одним взрослым членом семьи другого возможности распоряжаться семейным бюджетом, иметь средства и право распоряжаться ими по своему усмотрению, экономическое давление на несовершеннолетних и т.п.
4. Сексуальное – это посягательство какого-то члена семьи, а также подростков на половую неприкосновенность другого, в частности сексуального характера по отношению к несовершеннолетним членам семьи. Это вовлечение ребенка с его согласия и без него в сексуальные действия со взрослыми. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает основания считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия. Иногда сексуальное насилие рассматривают как разновидность физического насилия.
5. Физическое – это умышленное нанесение вреда здоровью, причинение физической боли, лишение свободы, жилья, пищи, одежды и других нормальных условий жизни, а также уклонение родителей несовершеннолетних детей от заботы об уходе, здоровье, безопасности.
КАК ПРОЯВЛЯЕТСЯ ТО ИЛИ ИНОЕ НАСИЛИЕ?
1. Запугивание и угрозы – внушение страха криком, жестами, мимикой; угрозы физического наказания; угрозы бросить ребенка или отнять его, лишить денег и др.
2. Изоляция – постоянный контроль за тем, что делают женщина или ребенок, с кем дружат, встречаются, разговаривают; запрет на общение с близкими людьми, посещение зрелищных мероприятий и др.
3. Физическое наказание – избиение, пощечины, истязания, таскание за волосы, щипание и др.
4. Эмоциональное (психическое) насилие – не только запугивание, угрозы, изоляция, но и унижение чувства собственного достоинства и чести, словесные оскорбления, грубость; внушение мысли, что ребенок – самый худший, а женщина – плохая мать или жена, унижение в присутствии других людей; постоянная критика в адрес ребенка или женщины и др.
ПОСЛЕДСТВИЯ СЕМЕЙНОГО НАСИЛИЯ ДЛЯ РЕБЕНКА
Почему порка, затрещины, даже такие, на первый взгляд, невинные удары, как шлепок по руке, опасны для ребенка и представляют угрозу для общества?
1. Они преподают ребенку урок насилия.
2. Они нарушают безусловную уверенность, в которой нуждается каждый ребенок, что он любим.
3. Они рождают в ребенке тревогу: ожидание следующего удара.
4. В них содержится ложь: притворяясь, будто решают педагогические задачи, родители, таким образом, срывают на ребенке свой гнев. Взрослый бьет ребенка только потому, что его самого били в детстве.
5. Они вызывают гнев и желание отомстить, желание это остается вытесненным и проявляется много позже.
6. Они учат принимать на веру противоречивые доказательства: "Я бью тебя для твоего собственного блага". Мозг ребенка хранит эту информацию.
7. Они разрушают восприимчивость к собственному состраданию и сострадание к другим, ограничивая, таким образом, способность ребенка познавать себя и мир.
Какой урок, и с какими последствиями сможет вынести ребенок из порки и битья?
Ребенок узнает:
– что он не заслуживает уважения;
– что хорошему можно научиться посредством наказания (на самом деле это неверно, наказание обычно учит ребенка желанию наказывать других);
– что страдание не нужно принимать близко к сердцу, его следует игнорировать;
– что насилие – это проявление любви;
– что отрицание чувств – нормальное здоровое явление;
– что от взрослых нет защиты.
Тело человека хорошо запоминает и хранит в себе
калечащие следы этого "воспитания".
НАСИЛИЕ В ЛЮБОЙ ФОРМЕ НЕПРИЕМЛЕМО!!!!!