Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Об организации методической работы с педагогами системы специального образования

Дата: 8 декабря 2016 в 11:59, Обновлено 8 декабря 2016 в 12:02

Об организации методической работы в учреждении образования. Алгоритм ведения документации,

отражающей реализацию данного направления деятельности.

Летошко М.В., методист

ГУО «Гомельский областной центр

коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»

Центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, являясь координаторами системы специального образования в регионе, ежегодно анализируют, планируют и осуществляют методическое направление деятельности с педагогами, реализующими образовательные программы специального образования. Вместе с тем, в каждом учреждении образования, создавшем условия для обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития, функционируют методические формирования, в состав которых активно включаются учителя-дефектологи.

Для максимальной эффективности, вся проводимая методическая работа должна быть системной и соответствовать ряду требований, предъявляемых к организации методических формирований в учреждениях образования на современном этапе.

Цель: создание условий для обеспечения личностно-профессионального развития педагога, формирования и развития (совершенствования) педагогического мастерства и творчества для успешной реализации задач, стоящих перед современной школой.

Приоритетными задачами методической работы современного учреждения образования являются:

повышение качества образовательного процесса;

повышение уровня методологической, психолого-педагогической и предметно-методической подготовки педагогов;

развитие профессиональной компетентности (методической, информационной, коммуникативной, аналитической, проектировочной и др.);

формирование инновационной направленности деятельности педагогического коллектива, проявляющейся в систематическом изучении, обобщении и распространении эффективного педагогического опыта, в работе по внедрению достижений педагогической науки в практику, в овладении педагогами такими видами деятельности, как моделирование, проектирование, конструирование, прогнозирование и др.;

обогащение образовательного процесса инновационными педагогическими технологиями, формами и методами обучения и воспитания;

организация работы по изучению новых учебных программ, изменений образовательных стандартов;

оказание на диагностической индивидуализированной и дифференцированной основе консультационной научно-методической помощи педагогам в вопросах профессионального самообразования;

стимулирование педагогического творчества на основе изучения мотивов творческой профессиональной деятельности;

повышение информационной культуры педагогических работников, обучение работе с компьютером, внедрение информационных технологий в практику работы;

методическое сопровождение экспериментальной, инновационной, исследовательской, проектной деятельности и др.        

Каждый педагог, стремящийся совершенствовать свою деятельность, понимает, насколько важно приобретение именно практических знаний, подтверждающих действенность изученных теоретических основ. Вся методическая работа должна быть направлена на развитие профессиональной компетентности педагогов (методической, информационной, коммуникативной, аналитической и др.).

4 слайд

Это возможно сделать через проведение практико-ориентированных методических мероприятий для педагогов в межкурсовой период. Примеры такой организации деятельности:

семинары-практикумы;

школа молодого педагога;

проведение открытых мероприятий;

ролевые, деловые и организационно-деятельностные игры;

моделирование и анализ педагогических ситуаций;

творческие отчёты педагогов;

конкурсы профессионального мастерства и другие продуктивные формы работы.

5 слайд

Ка вы знаете, методической работе с педагогами в межкурсовой период уделяется большое значение. Именно поэтому, грамотно составленный и реализованный план методической работы будет являться той основой, которая позволит говорить о развитии профессиональной компетентности педагогов.

Итак, план методической работы является неотъемлемой частью годового плана работы учреждения образования. В данном плане могут указываться:

– тема мероприятия;

– цель;

– дата;

– категория участников;

– ожидаемый результат.

В этот же план будет включена и работа различных методических объединений. Так как данная форма организации методической работы педагогов является наиболее распространённой, то сейчас я более подробно остановлюсь на основных требованиях, предъявляемых к её организации.

6 слайд

Как я уже сказала ранее, методические объединения являются неотъемлемой частью годового плана методической работы. И следовательно план работы методических объединений не требует отдельного утверждения руководителем учреждения. Однако обращаем ваше внимание на то, что данный план согласовывается членом администрации, курирующим данное направление.

При планировании работы методического объединения следует руководствоваться:

– нормативными документами Министерства образования и  локальными документами учреждения образования (например, Положением о методическом объединении)

Методическое объединение создается, реорганизуется и ликвидируется приказом руководителя учреждения образования. Непосредственно в своей работе оно может подчиняться:

а) Если мы рассматриваем работу методических объединений в районе, то, непосредственно в своей работе они будут подчиняться:

– методисту районного учебно-методического кабинета, директору или методисту центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, если в его обязанности внесено курирование данной работы в регион (как, например, в Рогачевском районе, городе Гомеле);

б) Если мы говорим об осуществлении деятельности методических объединений в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, то в своей работе они будет подчиняться:

– заместителю директора или методисту, если в учреждении имеется данная должность;

в) Если речь идёт о методических объединениях в условиях учреждений дошкольного и общего среднего образования, то непосредственно в своей работе они будут подчиняться:

– заместителю заведующего или методисту или заместителю директора соответственно.

  Следует помнить, что методическое объединение создается при наличии не менее трех педагогов, преподающих один учебный предмет. Возглавляется педагогом, имеющим высшее образование,  высшую или первую квалификационную категорию. Руководитель методического объединения назначается и освобождается от должности руководителем учреждения образования. Также кандидатура руководителя методического объединения может быть предложена членами педагогического коллектива, с последующей процедурой утверждения руководителем учреждения.

Руководитель методического объединения работает в режиме ненормированного рабочего дня в соответствии с учебной нагрузкой и данными функциональными обязанностями.

Руководитель МО планирует работу на каждый учебный год, исходя из задач и основных направлений деятельности, определяемых органами управления образованием и директором учреждения образования. Тематика методических объединений определяется руководителем МО при непосредственном участии педагогов, входящих в его состав.

А поскольку План работы методических объединений включается в общий план методической работы на год (если в её состав входят и иные формы) то он, должен быть представлен  членам администрации  до проведения первого педагогического совета, на котором утверждается общий план работы учреждения.

Составление плана методических объединений базируется на глубоком  педагогическом анализе, прогнозировании и планировании образовательного процесса, опирается на основные тенденции развития системы специального образования.

Анализ работы методических объединений за прошедший учебный год может включать в себя указание на:

– степень выполнения плана;

– анализ проведения запланированных мероприятий;

– причины неудач при реализации плана (если таковые имелись) и др.

Анализ работы методического объединения представляется его руководителем члену администрации, курирующему данное направление деятельности в конце учебного года, с целью его внесения в общий анализ реализации направлений годового плана работы учреждения.

Основные направления деятельности, содержание, формы и методы работы методического объединения определяются его членами в соответствии с темой, целями и задачами, определёнными на текущий учебный год и рассматриваются на заседании методического объединения.

Проводимое в установленные ранее даты, методическое объединение должно иметь отдельный план.

При рассмотрении вопросов, затрагивающих тематику или интересы других методических формирований, на заседания приглашаются их руководители и педагоги.

Так как в состав методического формирования могут входить педагоги смежных предметов, на наш взгляд целесообразным является опыт включение учителей-дефектологов учреждений образований в методические формирования воспитателей (в рамках учреждений дошкольного образования) или учителей начальных классов (если мы говорим про учреждения общего среднего образования).

Заседания методических объединений проводятся не реже одного раза в четверть. По каждому из обсуждаемых на заседании вопросов разрабатываются рекомендации, которые фиксируются в протоколе. Протокол подписывается председателем методического объединения и секретарём, который избирается на заседании первого методического объединения в учебном году.

Работа методического объединения оформляется документально и включает в себя следующий необходимый минимум:

  •  Положение о методическом объединении.

Данный документ должен быть утверждён на заседании педагогического совета и включать в себя следующие разделы:

1. Общие положения деятельности методического объединения;

2.  Цель и задачи;

3. Содержание и основные формы деятельности;

4. Организация деятельности методического объединения;

5. Функциональные обязанности руководителя методического объединения;

6. Права и обязанности методического объединения;

7. Перечень документации методического объединения.

  • инструктивно-методические письма (материалы) Министерства образования Республики Беларусь, регламентирующие деятельность педагогических работников учреждений образования;
  • Приказ об организации методической работы в учреждении образования.

Образец:

Об организации методической работы

С целью создания условий для повышения эффективности деятельности педагогов, совершенствования их профессиональной компетенции

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Организовать в 201_/201_ учебном году работу следующих методических формирований, назначив их руководителей:

         1.1. Методическое объединение учителей гуманитарной направленности, руководитель - (Ф.И.О.).

         1.2. Методическое формирование учителей начальных классов, учителей-дефектологов и воспитателей групп продленного дня, руководитель - (Ф.И.О.).

         1.3. Методическое формирование классных руководителей, руководитель - (Ф.И.О.).

2. Контроль за выполнением приказа возложить на заместителя директора по учебной работе (Ф.И.О.).

Руководитель учреждения                                                   И.О.Фамилия

С приказом ознакомлены:                                                   И.О.Фамилия

  • Банк данных о педагогах, входящих в методическое объединение, график проведения открытых занятий и мероприятий. С примерным видом таблиц вы можете ознакомиться, взглянув на слайд.

                          

Таблица 1

№ п/п

ФИО

Образование

Предмет

Педагогический стаж (общий)

Квалификационная категория

Награды

Повышение квалификации

Таблица 2

№ п/п

ФИО

Класс / предмет / тема / дата проведения

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

  • План работы на текущий учебный год, рассмотренный на заседании методического объединения и согласованный с заместителем директора, курирующим данное направление деятельности в учреждении (об этом я уже упоминала выше)

План работы может включать в себя такие разделы, как:

– Анализ работы методического объединения за прошедший учебный год;

– Планирование работа с молодыми педагогами;

– Планирование предметных недель и декад;

– График проведения открытых учебных занятий;

– План повышения квалификации педагогов, входящих в состав методического объединения.

– План проведения заседаний методических объединений

  • Протоколы заседаний методических формирований. Образец размещён на слайде.

Образец

ПРОТОКОЛ

краткой формы

(примерный образец – п.108, ч.11 Инструкции по делопроизводству)

Государственное учреждение образования

«…………»

ПРОТОКОЛ

____________    №_____

г. _____________

заседания методического формирования

педагогов _________________________

Руководитель методического объединения – ________ (И.О.Фамилия)

Секретарь – _____________ (И.О.Фамилия)

Присутствовали – ________ (указываются Ф.И.О. педагогов)

СЛУШАЛИ:

  1. _____________________________________________________.
  2. _____________________________________________________.

РЕШИЛИ:

1.1. _______________________________________________________.

1.2. _______________________________________________________.

Срок исполнения:     ___________________________

Ответственный:         ___________________________

2.1. _______________________________________________________.

2.2. _______________________________________________________.

Срок исполнения:     ___________________________

Ответственный:         ___________________________

Голосовали:        «за» ___ чел.,

                            «против» ___ чел.,

                            «воздержался» ___ чел.

Руководитель МО                                                             И.О.Фамилия

Секретарь                                                                          И.О.Фамилия

 Хочу обратить ваше внимание на время проведения мероприятий из плана методической работы. Оно должно согласовываться с членами администрации, курирующими данное направление. Время проведения мероприятия не должно:

– отражаться на качестве образовательного процесса;

– влиять на качество выполнения режимных моментов в учреждении;

– нарушать условия безопасного пребывания детей в учреждении.

Методическое мероприятие на базе учреждения дошкольного образования могут проходить во тихого часа, в каникулярное время. Если мы говорим о работе школьных методических объединений, то это может быть время по завершению образовательного процесса в классах или в каникулярный период. Если в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации организован образовательный процесс в условиях дошкольных групп и классов, то, на наш взгляд проведение заседаний методических объединений целесообразно проводить во время тихого часа.

В завершении хочу сказать, что качественная, системная, отвечающая современным требованиям методическая работа способствует формированию качественно новых компетенций у педагогов и как следствие ведёт к повышению качества образовательного процесса в учреждении.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.