Агрессия (от латинского «agressio» - нападение, приступ) – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т.д.).
Агрессивность – это свойство личности, «выражающееся в готовности к агрессии».
Выделяются следующие основные детерминанты агрессии: социальные (фрустрация, вербальное и физическое нападение, подстрекательство), внешние (жара, шум, теснота, загрязненный воздух), индивидуальные (личность, установки, гендер).
Агрессия, как правило, не возникает неожиданно. Она может появиться в результате различных межличностных взаимодействий, провокаций. Причем и вербальная, и невербальная провокации могут в ответ вызвать физические действия (нападение, насилие и т.д.).
Кроме того, большую роль в появлении агрессивных реакций играют индивидуальные особенности человека. Среди «нормальных» личностей более агрессивными являются люди раздражительные, с предвзятой атрибуцией враждебности, с высоким уровнем локус-контроля, лица со сниженным и повышенным самоконтролем, а также люди, строящие свое поведение по типу «А». Для лиц типа «А» характерны следующие индивидуальные особенности: напористость, склонность к соперничеству, желание превзойти других, нетерпение, высокий уровень враждебности. Эти люди в большей степени, чем все остальные, подвержены заболеваниям сердечно-сосудистой системы.
Существует два вида агрессии: «доброкачественная» и «злокачественная». Первая появляется в момент опасности и носит оборонительный характер. Как только опасность исчезает, затухает и данная форма агрессии. «Злокачественная» агрессия представляет собой жестокость и деструктивность и бывает спонтанной и связанной со структурой личности.
Основные виды агрессии:
- физическая агрессия (физические действия против кого-либо);
- вербальная агрессия (угрозы, крики, ругань и т.д);
- косвенная агрессия (направленная – сплетни, злобные шутки, ненаправленная: крики в толпе, топание и т.д.);
- негативизм (оппозиционная манера поведения).
Все эти виды агрессии можно наблюдать у людей всех возрастов, а иногда они проявляются с раннего детства. На становление агрессивного поведения ребенка оказывают влияние многие факторы, например некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга, а также различные социальные факторы. Так, сцены насилия, демонстрируемые на экранах телевизоров способствуют агрессивности зрителей. Существует непосредственная связь между проявлениями детской агрессии и стилем воспитания в семье. Если ребенка строго наказывать за любое проявление агрессивности, то он учится скрывать свой гнев в присутствии родителей, но это не гарантирует подавления агрессии в любой другой ситуации. Попустительское отношение взрослых к агрессивным вспышкам ребенка также приводит к формированию у него агрессивных черт личности. Дети часто используют агрессию и непослушание для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослых. Неуверенность и колебания родителей при принятии каких-либо решений провоцируют ребенка на капризы и вспышки гнева, с помощью которых дети могут влиять на дальнейший ход событий. Родителям необходимо больше внимания уделять своим детям, стремиться к установлению теплых отношений с ними, а на определенных этапах проявлять твердость и решительность.
Т.к. поведение агрессивных детей часто является деструктивным и связанным с непредсказуемыми эмоциональными вспышками, таких детей необходимо обучать приемлемым способам выражения гнева.
Гнев – это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой. Термин «гнев», употребляемый на Руси с Х1 века, произошел от слова «гной». Так называли состояние больного, тело которого было покрыто гноящимися ранами.
Способы выражения гнева:
1.Прямо заявить о своих чувствах, при этом давая выход отрицательным эмоциям.
2. Выразить гнев в косвенной форме, возмещая его на человеке или предмете, который представляется разгневанному неопасным. Не отреагировав сразу, человек рано или поздно может почувствовать необходимость выплеснуть гнев из себя. Но не на того, кто вызвал это чувство, а на того, кто «подвернется» под руку, кто слабее и не сможет дать отпор. Такое выражение гнева получило название переноса.
3. Сдерживать свой гнев, «загоняя» его внутрь. В этом случае постепенно накапливающиеся отрицательные чувства будут способствовать возникновению стресса. Если человек постоянно подавляет свой гнев, он более подвержен риску психосоматических расстройств. Невыраженный гнев является причинами таких заболеваний как ревматический артрит, крапивница, псориаз, язва желудка, гипертония, мигрень и др.
4. Задерживать негативную эмоцию до момента ее наступления, не давая ей возможности развиться, при этом человек пытается выяснить причину гнева и устранить ее в кратчайший срок.
Одним из лучших способов выражения гнева является прямое высказывание своих чувств человеку, который стал источником гнева.
Свой гнев необходимо выражать прямо, словесно и в вежливой форме. Если же этого не возможно сделать, то лучше все же достигнуть примирения и взаимопонимания с партнером по общению. А чтобы гнев или обида не остались неотреагированными, взрослые могут поделиться своими чувствами с друзьями, родственниками, а дети – с родителями.
К позитивным способам выражения гнева относятся:
- умение направить гнев на объект. При этом выражается основная жалоба, без уклонений в сторону;
- вежливость в обращении;
- стремление найти конструктивное решение.
Один из способов избавления от гнева – перенос чувств на неопасные объекты. Для этого можно использовать резиновые игрушки, шарики, которые можно бросать в ванну, наполненную водой, мишень с дротиком, молоток и гвозди, спортивный инвентарь и др. Все эти предметы нужны для того, чтобы ребенок направлял гнев не на людей, а переносил его на неодушевленные предметы.
Агрессивным детям зачастую свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Поэтому для данной категории детей будут полезны любые релаксационные упражнения. (книга К.Фопеля «Как научить детей сотрудничать», 1998).
Агрессивные дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не знают других способов выражения своих чувств. Задача родителей – научить их выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами.
В арсенале родителей есть следующие основные способы контроля поведения ребенка:
- негативные способы: наказания, приказы;
- нейтральные способы: модификация поведения (за хорошее поведение ребенок получает поощрение, за плохое – наказание или лишение привелегий);
- позитивные способы: просьбы, мягкое физическое манипулирование.
Лучшим гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения у детей является умение родителей владеть собой. К сожалению, многие родители пока еще и сами не умеют управлять собственным гневом. Следствием этого будет то, что их дети вряд ли когда-либо в процессе воспитания усвоят навыки адекватного выражения гнева.