Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Развитие эмоциональной сферы приёмами арт-терапии

Дата: 5 февраля 2019 в 12:22

   Эмоции (от лат. emoveo - потрясаю, волную) - особый класс психических состояний, связанных с удовлетворением или неудовлетворением потребностей. Эмоции проявляются в форме непосредственного переживания. Устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие их значение в связи с его потребностями и мотивами, называют чувствами. В состав эмоциональной сферы мы включаем: эмоции, чувства, самооценку, тревожность. 
   Для «особого» ребенка подбирается упражнения строго индивидуально. Отталкиваться следует от степени нарушения, срока обучения, уровня адаптации ребенка и т.д.
     
Работая с «особыми» детьми, педагоги сталкиваются с проблемой отсутствия конкретных программ обучения и воспитания детей с ТМНР. Существующие программы весьма схематичны и являются ориентировочными. Это дает возможность применять их творчески, адаптировать к конкретному составу обучающей группы. Дети с «особыми нуждами» – достаточно сложный, своеобразный контингент. 
   
В работе активно используются элементы техники арт-терапии такие как работа с красками, пластилином, глиной, фольгой, сухими и сыпучими материалами и т.д.

ПРИЁМЫ РАБОТЫ:

Марание
В буквальном понимании «марать» — значит «пачкать, грязнить». В нашем случае, в условиях арт-сессии, речь идет о спонтанных рисунках детей, выполненных в абстрактной манере, имеющих схожесть с рисунками до изобразительного периода. Кроме внешнего подобия изображений, есть сходство в способе их создания: ритмичности движения руки, композиционной случайности мазков и штрихов, размазывании и разбрызгивании краски, нанесении множества слоев и смешивании цветов. 
Наиболее насыщенными по воплощению и эмоционально яркими являются гуашевые или акварельные изображения. Краски инициируют спонтанность, помогают более открыто проявлять разнообразные эмоции, исследовать собственные переживания.

Штриховка, каракули
Штриховка – это графика. Изображение создается без красок, с помощью карандашей и мелков. Под штриховкой и каракулями в нашем случае понимается хаотичное или ритмичное нанесение тонких линий на поверхность бумаги, пола, стены. Чиркать можно, используя технику «фроттаж», когда заштриховывается поверхность листа, под которую подложен плоский предмет или заготовленный силуэт. Наверняка каждый пробовал так «проявить» монетку.

Рисование пальцами
Почти во всех перечисленных выше способах создания изображений имелись комментарии о спонтанном переходе детей на рисование пальцами и ладонями. Развивается тонкая моторика рук, тактильное восприятие.

Рисование сухими листьями (сыпучими материалами и продуктами)
С помощью листьев и клея ПВА можно создавать изображения. На лист бумаги клеем, который выдавливается из тюбика, наносится рисунок. Затем сухие листья растираются между ладонями на мелкие частички и рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются. Эффектно выглядят изображения на тонированной и фактурной бумаге

Работа с песком
Игры в песочнице – одна из форм естественной деятельности ребенка. Поэтому целесообразно использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Играя в песок вместе с ребенком, педагог передает в органичной для ребенка форме знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.

Использование релаксации
Дети с проблемами развития характеризуются нестабильностью эмоционального состояния. Это зачастую осложняет процесс реабилитации. Использование релаксационной практики может позитивно сказываться на их психоэмоциональном развитии. 
В коррекционно-развивающем процессе эффективно используются релаксация, сопровождаемые специальным сказочным текстом.

Рисование под музыку
Такой вид самовыражения позволяет психически неадекватным людям экстериорезировать (перенести вовне) внутреннее напряжение, усилить внутренние позитивные процессы, направленные на выздоровление, а также дает информацию психотерапевту о динамике психоэмоционального состояния пациента. «Особые» дети не могут передавать в своих рисунках образы предметов в правильных пропорциях, ракурсах и пр. Поэтому применялось с ними декоративное рисование (волнистые линии, отпечатки кисточкой, рисование кончиком кисти и пр.). Музыка может применяется различных направлений.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.