Приведенные ниже рекомендации помогут избежать или сгладить наиболее часто повторяющиеся трудности, возникающие у ребёнка во время игры:
– если ребенок не включается в игру, не обращает внимания на ваши действия либо выражает протест, не настаивайте. Но обязательно попробуйте в следующий раз. Если же вы видите, что ребенку понравилась игра, но он остается пассивным, не останавливайтесь, продолжайте осуществлять игровые действия, комментируйте их так, словно вы действуете вместе с ребенком, «введите» в игру любимую игрушку. Поначалу не стоит ждать от ребенка активности, радуйтесь любому, даже самому минимальному, участию в игре. Может случиться и так, что ребенок станет воспроизводить игровые действия вне занятия. Или однажды попросит педагога повторить действие. К примеру, ребенок, который вроде бы не обращал внимания на пение педагога, вдруг начинает петь песенки самостоятельно. Такое поведение аутичного ребенка можно объяснить особенностями его психического развития: по внешним проявлениям далеко не всегда удается понять, что он усвоил, а что нет.
– помните, что ребенка могут испугать те новые яркие впечатления, которые вы ему предлагаете. Поскольку невозможно предположить заранее, какое впечатление произведет на ребенка данный сенсорный эффект, следует соблюдать осторожность – предлагайте новое постепенно и маленькими порциями, внимательно следите за реакцией ребенка и при первых признаках тревоги или страха немедленно прекратите игру.
– понравившаяся ребенку игра потребует повторений. Не противьтесь его просьбам повторить игровые действия вновь и вновь – ему необходимо время, чтобы обжить новые ощущения.
– учитывайте, что произвольное внимание ребенка кратковременно и неустойчиво. Поэтому, если в игре уже появилась сюжетная линия, не осложняйте сюжет. Пусть поначалу игровые действия будут свернуты – например, на «грядку» «посажены» всего два «помидорчика», а кукольный «обед» длится всего пару минут. Главная задача на данном этапе – с помощью эмоционального комментария сохранить логическую структуру игры, завершить игровое действие и подвести итог.
– во время игры ребенок может начать говорить, заглядывая при этом вам в лицо в ожидании реакции. Это могут быть фразы-штампы из рекламных роликов или придуманные им самим слова. Улыбнитесь в ответ и повторите то, что сказал ребенок (с соблюдением интонации). Такая форма общения – своеобразная «перекличка» – даст ребенку подтверждение того, что вы его понимаете, вызовет большее доверие к вам.
– если ребенок чего-то очень захотел и старается выразить свое желание, постарайтесь найти возможность это желание удовлетворить (конечно, учитывая нюансы конкретной ситуации), либо предложите заменитель желаемого.
Советы родителям
Известно, что родители детей-аутистов переживают значительно больший стресс, чем родители детей, имеющих другие заболевания или нарушения.
Замечено, однако, что при снижении стресса у родителей значительно улучшается поведение детей с аутизмом. Есть четкие указания и на связь между уровнем стресса у родителей и поведенческими проблемами детей, причем не зависимо от тяжести аутизма.
- Попытайтесь принять и понять заболевание вашего ребенка.
- Учитесь! Организуйте помощь, лечение и постарайтесь поместить ребенка в детский сад или школу.
- Беседуйте родителями, дети которых имеют подобные проблемы.
- Помогайте своему ребенку, доверяйте ему, не мешайте его развитию, но и не требуйте от него слишком много.
- Ставьте реальные, малые цели при проведении лечения и обучения, тогда положительные изменения будут более очевидны. Если что-либо удается - хвалите себя.
- Делайте маленькие шаги вместо больших прыжков!
- Настройтесь на семейные проблемы.
- Не вините ребенка, себя или других за вашу семейную ситуацию.
- Попытайтесь решать свои проблемы, учитесь делать это даже тогда, когда поначалу решение кажется невозможным.
- Не забывайте о себе, организуйте для себя короткие каникулы, отдыхайте! Попробуйте продолжить заниматься своим хобби и встречаться с друзьями.