Сказка! Как много хороших, добрых воспоминаний связано у каждого из нас с этим понятием. Формируется любовь к сказке в раннем детстве. Все мы знаем, с каким интересом ребенок рассматривает картинки в книге, слушает рассказ взрослого, пытается сочинять сам. Педагоги с удовольствием используют сказку как одну из форм коррекционной работы с детьми, наиболее эффективной в раннем возрасте.
Одним из главных источников познания действительности (событий, существующих и действующих лиц, образца поведения, характера героев и т.д.) являются сказки и их персонажи. Сказочные образы полны эмоциональной насыщенности, красочны и необычны, и в то же время просты и доступны для детского понимания, правдоподобны и реалистичны.
Первые, с кем в своей жизни встречается ребенок, это его родные и близкие люди и достаточно стереотипный набор игрушек. Образы зайчиков и мишек прочно входят в жизнь малыша. Однако игры-действия с ними ограничены, требуют постоянной «подпитки» новыми знаниями и впечатлениями. Недаром русские народные сказки часто главными персонажами представляют животных, которым приписываются черты характера людей, а такой перенос образа, аллегория доступны и понятны детям любого возраста.
Взрослые охотно читают сказки, дополняют их элементами собственного сочинения, формируя у детей элементы образного мышления, расширяя представление об окружающем. Постепенно ребенок сам включается в чтение сказок: вначале рассматривает картинки, затем пытается звукоподражаниями назвать героев и повторяющиеся в сказках присказки, договаривает конец знакомой фразы и, наконец, пересказывает сказку. Позднее малыши способны сравнивать несколько сказок, давать характеристику героям, замечать изменения в сюжетной линии. Именно эти этапы познания ребенком сказочного мира с опорой на его жизненный опыт используют в своей работе педагоги и логопеды.
Развитие речи детей – одна из главных педагогических задач.
Учитывая ограниченные речевые возможности детей раннего возраста, особенно при задержке их речевого развития (при более сохранном понимании происходящего), педагог сначала сам рассказывает знакомые сказки, прося ребенка лишь звукоподражаниями сопровождать свой рассказ. Для лучшего запоминания и произнесения слов используется различные приемы, помогающие неговорящему ребенку больше действовать и меньше говорить: настольный театр, куклу бибабо, различные настольно-печатные пособия. Педагог просит ребенка воссоздать знакомую для него сюжетную линию сказки с помощью фигурок персонажей, поддерживая высокий положительный эмоциональный фон игры-сказки. Перевоплощаясь в сказочных героев, ребенок принимает на себя их роль.
Использование сказочных сюжетов помогает развитию речевой активности детей (накоплению словарного запаса, развитию связной речи, автоматизации звуков). Кроме того, в игры-сказки и сказки-инсценировки легко и органично включаются задания на формирование психофизической сферы детей: психогимнастика (покажи, как зайка испугался, как волк рассердился, как Машенька обрадовалась и т.д.); релаксация (села птичка на веточку, расправила крылышки, стала греться на солнышке); голосовые и дыхательные упражнения, игры и задания на внимание (что изменилось в знакомой сказке, чего не бывает, какие сказки перепутались) и т.д.
У детей, перевоплощающихся в героев сказок, активнее развиваются воображение, творческая фантазия, формируется интонационная выразительность речи. Занятия ориентированы на психологическую защищенность ребенка, его потребность в эмоциональном общении с логопедом. Это могут быть сказки-инсценировки, дидактические сказки-игры, сказки-спектакли, где дети одновременно и участники и зрители происходящего. При этом не обязательно использовать дословно общеизвестные сюжеты и темы. При совместном творчестве с ребенком педагог может частично или полностью изменять сюжет, развивать и дополнять его по ходу занятия. При подготовке к занятию он продумывает различные формы подачи материала: костюмы и шапочки персонажей сказки, специально изготовленные панно с сюжетом сказки, элементы сюжетно-дидактической игры, подбор сюжетных и пейзажных картин и т.д. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Это очень важно, если учесть, что дети с различными видами задержки речевой деятельности часто обладают неустойчивой психикой, нестабильным психоэмоциональным состоянием, пониженной работоспособностью и быстрой утомляемостью.
Использование сказок в коррекционной работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста способствует как целенаправленному, так и спонтанному развитию словаря и связной речи, развитию причинно-следственных отношений событий и отражению их в речи, включает в работу все анализаторные системы. Наступает переход образов-представлений в образы-понятия, что важно для последующих этапов обучения.
Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
-
- Государственный знак качества
- Республиканский план мероприятий по проведению Года качества
- План мероприятий Года качества Министерства образования Республики Беларусь
- План мероприятий Года качества в Гомельском областном ЦКРОиР
- Реализация плана мероприятий Года качества. IV квартал
- Реализация плана мероприятий Года качества. III квартал
- Реализация плана мероприятий Года качества. II квартал
- Реализация плана мероприятий Года качества. I квартал
-
- Расследование уголовного дела по факту геноцида населения Беларуси в годы Великой Отечественной войны
- Мы вместе навсегда
- Бессмертная память
- 80 лет под мирным небом
- Единство белорусского народа - основополагающий фактор сохранения и укрепления суверенитета и независимости страны
- 80 лет трагедии в Хатыни
- Ола - сестра Хатыни
-
- ОБРАЩЕНИЕ К РОДИТЕЛЯМ
- Законы Республики Беларусь
- Поддержка - это важно!
- Республиканский центр психологической помощи
- Телефоны доверия
- Брошюра на "ясном языке" "Останови насилие"
- О половой неприкосновенности и половой свободе
- Памятка для законных представителей по предотвращению сексуального насилия над детьми
- О правовых аспектах ответственности законных представителей несовершеннолетних
- Информирует Следственный комитет Республики Беларусь
- Причины травматизма и гибели детей от внешних причин
- Информируем
- Родители! Берегите детей от опасных связей!
- Мобильное приложение "Safe Train"
- Пребывание ребёнка в структурах и организациях других ведомств
- 17 правил от Екатерины Мень
- Доступная среда жизнедеятельности инвалидов и физически ослабленных лиц
- АРТ-терапия в помощь родителям
- Вовлеченность в сказку
- Дети с аутистическими нарушениями. Как собраться на дальнюю прогулку.
- Если ребёнок не говорит
- Запреты
- Знакомство со сказкой и миром книги
- Игры на развитие эмоциональной сферы детей
- Игры с предметами домашнего обихода
- Как взаимодействовать с агрессивным ребёнком
- Как преодолеть затруднения в игре?
- Как составить и использовать социальную историю
- Как формируется речь ребёнка
- Метод социальных историй
- Много смотреть телевизор - вредно!
- Можно ли "сюсюкаться" с ребёнком?
- Музыкально-пальчиковые игры для детей раннего возраста
- Организация игрового пространства ребёнка с аутизмом
- Пару слов о заикании
- Почему ребёнок медленно думает или что такое "Познавательная деятельность"
- Практические рекомендации по снижению тревоги у родителей и педагогов
- Признаки нарушения слуха у детей
- Развиваем моторику ребёнка дошкольного возраста
- Развитие эмоциональной сферы приёмами арт-терапии
- Разница в речевом развитии у мальчиков и девочек
- Расширение пищевого рациона у детей с аутистическими нарушениями
- Речевые проблемы: оставить без внимания или помочь?
- Речевое развитие ребёнка. На что надо обратить внимание?
- Речевое развитие ребёнка. Как правильно формировать речь ребёнка
- Речевое развитие ребёнка. Если обратиться к логопеду...
- Роль родителей в обучении детей раннего возраста с нарушениями в развитии
- Сказка в коррекционной работе с детьми раннего возраста
- Советы психолога взрослым
- Советы тем, кто впервые столкнулся с диагнозом АУТИЗМ
- Что должно насторожить в развитии речи у ребёнка
- Что могут сделать родители с самого рождения ребенка для того, чтобы он заговорил естественным образом?
-
- Правила безопасности в период новогодних каникул
- ТЕЛЕФОНЫ ДОВЕРИЯ / ЭКСТРЕННОЙ ПОМОЩИ
- Брошюра "Останови насилие" (на "ясном языке")
- ПОМОЩЬ ПРИ НАСИЛИИ
- Законодательство по вопросам организации работы с пострадавшими от насилия
- Ответственность законных представителей несовершеннолетних за уклонение от содержания и воспитания детей
- Насилие в семье: виды, формы, последствия
- Половая неприкосновенность и половая свобода
- Профилактика преступлений в отношении несовершеннолетних
- Проблема незаконного оборота наркотиков
- Профилактика травматизма и гибели детей от внешних причин
- Профилактика ГИБЕЛИ НА ВОДАХ
- Памятка по созданию безопасных условий проживания несовершеннолетних
- ГОСЭНЕРГОГАЗНАДЗОР ПРЕДУПРЕЖДАЕТ!
- Нарушения правил ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТИ в быту
- ГАИ информирует
- Единый день безопасности дорожного движения
- Здоровый образ жизни
- Профилактика детского травматизма зимой
- «Энциклопедия безопасности»: поведение на зимнем водоеме
-
- Августовская секция - 2024
- Условия организации и эффективного функционирования ПКПП (31.10.2024)
- НПМ - 2024 (26-29.11.2024)
- Августовская секция - 2023
- Альтернативная коммуникация как важное условие успешной социализации детей с тяжёлыми множественными и аутистическими нарушениями
- Алгоритм обеспечения учебно-методическими комплексами учреждений образования, реализующих образовательные программы специального образования
- Банк идей педагогов социальных
- Ведение документации в интегрированных структурах учреждений общего среднего образования
- Включение ребёнка с аутистическими нарушениями в образовательную среду учреждения дошкольного, общего среднего образования
- Вопросы организации образовательного процесса в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации
- Вопросы сенсорной интеграции и нежелательного поведения у детей с аутистическими нарушениями
- Воспитательная работа в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации
- Выполнение целевых показателей
- Деятельность специалистов психолого-медико-педагогической комиссии
- Из опыта работы специалистов ГОЦКРОиР
- ИКТ в работе с детьми с ОПФР
- Методический практикум "Организация образовательного процесса с детьми с аутистическими нарушениями"
- Методика преподавания учебных предметов по программе первого отделения вспомогательной школы
- Научно-практическая конференция "Инклюзивные подходы в образовании"
- Научно-практическая конференции «Мировой опыт инклюзивного образования. Реализация инклюзивного образования в Республике Беларусь»
- НПМ - 2017
- НПМ - 2018
- НПМ - 2020
- НПМ-2021
- НПМ-2022
- НПМ - 2023
- Обеспечение качества специального дошкольного образования
- Об организации методической работы с педагогами системы специального образования
- Образовательный менеджмент
- Оказание коррекционно-педагогической помощи детям зачисленным на ПКПП
- Опыт Гомельской области по работе с детьми с аутистическими нарушениями
- Организация обучения детей с ТМН
- Организация и содержание деятельности районного методического объединения учителей-дефектологов
- Организация работы методических объединений педагогических работников в учреждениях образования
- Организация работы с детьми с аутизмом, СДВГ
- Организация психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОПФР
- Организация сопровождения детей с ОПФР в условиях интегрированного обучения и воспитания
- Организация деятельности воспитателя ЦКРОиР
- Особенности функционирования специальных общеобразовательных, вспомогательных школ-интернатов, школы как опорных учреждений образования
- Основные аспекты деятельности заместителя директора учреждения специального образования
- Основные аспекты деятельности учреждений специального образования
- Особенности организации образовательного процесса в условиях дошкольных групп, классов центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации
- Особенности организации образовательного процесса с детьми с нарушением слуха
- Особенности организации работы психолого-медико-педагогической комиссии центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации
- Особенности реализации основных направлений деятельности специалистов социально-педагогической и психологической службы учреждений специального образования
- Особенности реализации учебных предметов и коррекционных занятий в условиях вспомогательной школы-интерната
- Персонифицированный подход при создании адаптивной образовательной среды для обучающихся с нарушениями зрения
- Персонифицированный подход при создании адаптивной образовательной среды для обучающихся с нарушением слуха
- Проектирование индивидуальных программ для детей раннего возраста с ОПФР
- Проведение музыкально-ритмических занятий в ЦКРОиР
- Продуктивные способы взаимодействия замещающих родителей с детьми раннего возраста, имеющих особенности развития
- Работа педагога-психолога по преодолению негативных поведенческих реакций у детей с тяжелыми множественными и аутистическими нарушениями
- Развитие потенциальных возможностей детей с тяжёлыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями посредством творческой деятельности
- Реализация коррекционных занятий учебного плана специального образования
- Реализация компетентностного подхода при организации образовательного процесса с учащимися с ОПФР на всех ступенях обучения
- Реализация коррекционных занятий с учащимися с лёгкой интеллектуальной недостаточностью
- Реализация учебного предмета "Адаптивная физическая культура"
- Семинар-практикум "Процедура проведения обследования детей, имеющих различные нарушения"
- Семинар-практикум «Система социально-психологической помощи педагогам по профилактике эмоционального и профессионального выгорания»
- Совещание "Актуальные вопросы деятельности центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, вспомогательных, специальных общеобразовательных школ-интернатов, школы
- Специфика работы с обучающимися, имеющими нарушения зрения, в учреждениях дошкольного и общего среднего образования
- Формирование профессионально-познавательной активности у учащихся с интеллектуальной недостаточностью посредством практико-ориентированных заданий
-
- "Управленческая культура руководителя специального образования" (29.06.2023, г.Гомель)
- "Региональная модель межведомственного взаимодействия по вопросам проведения профработы с учащимися с ОПФР" (Руденск, 15.03.2024)
- "Оказание коррекционно-педагогической помощи в учреждениях дошкольного, общего среднего и специального образования" (17.05.2024)
- "Специфика организации образовательного процесса для обучающихся, имеющих расстройства аутистического спектра" (29.10.2024, г.Могилёв)
-
- Выступление Президента на съезде ФПБ
- Программа деятельности Белорусского профессионального союза работников образования и науки на 2020-2025
- Профсоюзные лидеры
- Федерация профсоюзов Беларуси. Структура.
- Официальные сайты и информационные ресурсы профсоюзных организаций.
- Профсоюзный телефон доверия
- Белпрофсоюзкурорт
- Коллективный договор
- Положение о защите персональных данных
- Планы работы профсоюзного комитета
- Состав ревизионной комиссии
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Сказка в коррекционной работе с детьми раннего возраста
Дата: 10 января 2019 в 12:21
Автор:
Летошко М. В.
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.
Телефоны: 8 0232 56 03 39, 8 0232 56 03 38, 8 0232 56 03 37
Email: gckroir@gov-gomel.by
© 2011 - 2025
ООО "Образовательные системы"