Если ребенок при общении использует жесты, указывает и сопровождает этот жест звуком, от этого необходимо постепенно «уходить». Когда малышу что-то нужно от вас, не требуйте от него – «скажи... я тебя не понимаю». Это неправильно, он не говорит, потому что не может выбрать из уже большого пассивного словаря, слова подходящие к ситуации. Помогите ему, попробуйте предоставить ему на выбор не более 2 предметов, четко произнося их название – «куклу или мишку, кого ты хочешь взять?», пары могут быть самого разного назначения - посуда, игрушки, предметы обихода, при условии, что они хорошо знакомы ребенку. Если не знакомы, и их много, ребенок захочет взять все!
Мама, находясь рядом, постоянно должна оговаривать свои действия и действия ребенка. «Мы с тобой идем гулять, принеси синие (красные, коричневые и т.д.) ботиночки (сапожки), на улице холодно… молодец!» Такой вариант общения понятен, он исходит от мамы и должен непременно соответствовать данному периоду времени.
Развитие идет от простого к сложному.
ВАЖНО Повторенное вами слово не должно произноситься много раз. Разнообразьте свою речь и ситуации. Даже при схеме "Вы говорите - ребенок слушает и делает". И наступит время, когда он вам ответит сам. Только не используйте команд "повтори"!
Из практических навыков следует развивать мелкую моторику рук - погладить ладошку ребенка, укладывая его спать, научите мыть руки. Очень полезное занятие - лепка. Начинается всегда с движений ладошек. И все время разговаривайте – «Дай желтый кусочек, что будем лепить, шарик или блинчик, давай блинчик». Кивок головой, любой звук в ответ - это уже начало диалога с с мамой! То же с карандашами, кубиками, предметами быта. Очень здорово помогают "заговорить" занятия с книжками. Картинки должны быть крупными, без мелких прорисованных деталей. Вы начинаете читать, рассказывать «Посадил дед.... Выросла репка какая...». Сначала малыш будет договаривать, а потом самостоятельно пересказывать. И вот тут жесты очень даже к месту - какая репка больша-а-ая! Это эмоциональная близость и понимание друг друга!
Пусть малыш играет сам с разборными игрушками - матрешки, кубики, мозаики, конструкторы. Ребенку интересно то, что понятно, участником чего он может стать!
Долой телевизор! Сократите время у "голубого экрана" до 10-15 минут.
ПОБЕДА как только появится фраза из 2-3 слов, это будет значить, что задержка речи кончилась!